Контакты с Византийской империей и с исламским миром во время Реконкисты и крестовых походов позволили Латинской Европе получить доступ к научным греческим и арабским текстам, включая работы Аристотеля, Птолемея, Исидора Милетского, Иоанна Филопона, Джабира ибн Хайяна, аль-Хорезми, Альхазена, Авиценны и Аверроэса. Европейские ученые имели доступ к программам перевода Раймонда Толедского, который спонсировал Толедскую школу переводчиков 12 века с арабского на латынь. Более поздние переводчики, такие как Майкл Скотус, изучали арабский язык, чтобы непосредственно изучать эти тексты. Европейские университеты оказали существенную помощь в переводе и распространении этих текстов и создали новую инфраструктуру, которая была необходима научным сообществам. Фактически, Европейский университет поставил многие работы о мире природы в центр своей учебной программы, в результате чего “средневековый университет уделял науке гораздо больше внимания, чем его современный аналог и потомок”. наука

В начале 13 века существовали достаточно точные латинские переводы основных трудов почти всех интеллектуально значимых древних авторов, что позволяло эффективно передавать научные идеи как через университеты, так и через монастыри. К тому времени естественная философия в этих текстах начала расширяться такими схоластами, как Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Альберт Великий и Дунс Скотт. Предшественники современного научного метода, на которые повлиял более ранний вклад исламского мира, можно увидеть уже в акценте Гроссетесте на математике как способе понимания природы и в эмпирическом подходе, которым восхищался Бэкон, особенно в его Opus Majus. Тезис Пьера Дюхема заключается в том, что осуждение Стефаном Темпье – епископом Парижским – 1277 года привело к изучению средневековой науки как серьезной дисциплины, “но никто в этой области больше не поддерживает его мнение о том, что современная наука началась в 1277 году”. Однако многие ученые согласны с мнением Дюхема о том, что в середине и позднем Средневековье произошли важные научные изменения.

Средневековая наука
В первой половине 14 века было проведено много важных научных работ, в основном в рамках схоластических комментариев к научным трудам Аристотеля. Уильям Оккам подчеркивал принцип бережливости: натурфилософы не должны постулировать ненужные сущности, так что движение - это не отдельная вещь, а всего лишь движущийся объект, и промежуточный “разумный вид” не нужен для передачи изображения объекта глазу. Такие ученые, как Жан Буридан и Николь Оресме, начали по-новому интерпретировать элементы механики Аристотеля. В частности, Буридан разработал теорию о том, что причиной движения снарядов является импульс, что стало первым шагом к современной концепции инерции. Оксфордские калькуляторы начали математически анализировать кинематику движения, производя этот анализ без учета причин движения.

В 1348 году Черная смерть и другие бедствия положили внезапный конец философскому и научному развитию. Однако повторное открытие древних текстов было стимулировано падением Константинополя в 1453 году, когда многие византийские ученые искали убежища на Западе. Между тем, внедрение книгопечатания должно было оказать огромное влияние на европейское общество. Облегченное распространение печатного слова демократизировало обучение и позволило таким идеям, как алгебра, распространяться быстрее. Эти разработки проложили путь к научной революции, когда возобновились научные исследования, приостановленные в начале Черной смерти.