Обновление образования в Европе началось со схоластики 12 века. Северный Ренессанс продемонстрировал решительное смещение акцента с аристотелевской натурфилософии на химию и биологические науки (ботанику, анатомию и медицину). Таким образом, современная наука в Европе возобновилась в период великих потрясений: протестантской реформации и католической Контрреформации; открытия Америки Христофором Колумбом; падения Константинополя; но также повторное открытие Аристотеля в период схоластики предвещало большие социальные и политические перемены. Таким образом, была создана подходящая среда, в которой стало возможным подвергать сомнению научную доктрину, во многом аналогично тому, как Мартин Лютер и Джон Кальвин подвергали сомнению религиозную доктрину. Было обнаружено, что работы Птолемея (астрономия) и Галена (медицина) не всегда соответствуют повседневным наблюдениям. Работа Везалия над человеческими трупами выявила проблемы с галеническим взглядом на анатомию.

Труд Теофраста о горных породах, Peri lithon, оставался авторитетным на протяжении тысячелетий: его интерпретация окаменелостей не была отменена до окончания научной революции.

Во времена итальянского Возрождения Никколо Макиавелли сделал акцент современной политической науки на прямом эмпирическом наблюдении за политическими институтами и действующими лицами. Позже, расширение научной парадигмы в эпоху Просвещения еще больше вывело изучение политики за рамки нормативных определений. В частности, изучение статистики для изучения субъектов государства было применено к опросам и голосованию.

В археологии 15 и 16 века в Европе эпохи Возрождения наблюдался расцвет антикваров, которые интересовались коллекционированием артефактов.

Научная революция и рождение новой науки
Ранний современный период рассматривается как расцвет европейского Возрождения. Готовность подвергать сомнению ранее существовавшие истины и поиск новых ответов привели к периоду крупных научных достижений, ныне известному как научная революция, которая привела к появлению новой науки, которая была более механистичной по своему мировоззрению, более интегрированной с математикой и более надежной и открытой, поскольку ее знания основывались на новом научном методе. Научная революция - это удобная граница между древней мыслью и классической физикой, и большинство историков традиционно считают, что она началась в 1543 году, когда были впервые напечатаны книги Андреаса Везалия "О человеческом организме" ("О работе человеческого тела"), а также "О революции" астронома Николая Коперника............. ( Кульминацией периода стала публикация в 1687 году Исааком Ньютоном Принципов естественной философии математики, что свидетельствует о беспрецедентном росте научных публикаций по всей Европе. астрономия

Другие значительные научные достижения были сделаны за это время Галилео Галилеем, Эдмондом Галлеем, Уильямом Харвеем, Пьером Ферма, Робертом Гуком, Христианом Гюйгенсом, Тихо Браге, Иоганном Кеплером, Марином Мерсенном, Готфридом Лейбницем, Исааком Ньютоном и Блезом Паскалем. В области философии значительный вклад внесли Фрэнсис Бэкон, сэр Томас Браун, Рене Декарт, Барух Спиноза, Пьер Гассенди, Роберт Бойль и Томас Гоббс. Христиан Гюйгенс вывел центростремительную и центробежную силы и был первым, кто применил математические методы для описания ненаблюдаемых физических явлений. Уильям Гилберт провел некоторые из самых ранних экспериментов с электричеством и магнетизмом, установив, что сама Земля магнитна.